Экспертная оценка Вашего здоровья!
заказать обратный звонок
Заказать обратный звонок
Я подтверждаю согласие на обработку своих персональных данных, с Политикой обработки персональных данных ознакомлен.
пн-пт: 8.00 - 20.00
сб: 8.00 - 20.00
вс: 9.00 - 18.00
г. Москва,
ул. Угрешская, д.2, стр. 7
Поликлиника
Заказать обратный звонок
Отправить заявку
Главная / Стационар / Фотодинамическая терапия (ФДТ)

Фотодинамическая терапия (ФДТ) в онкологии и не только.

Развитие лазерных технологий в медицине открывает абсолютно новые и более эффективные способы лечения заболеваний. Один из таких методов  – фотодинамическая терапия или ФДТ. Разберемся вместе, что это и где возможно применить.

Данный метод основан на взаимодействии лазерного излучения и фармакологического препарата нового поколения – фотосенсибилизатора, который особенно хорошо накапливается и удерживается в различных новообразованиях, в том числе в тканях злокачественных опухолей и ряде микроорганизмов.  При взаимодействии клеточной структуры, в которой накопился фотосенсибилизатор,  с энергией лазерного излучения определенной длины происходит фотохимическая реакция. Она способствует разрушению этих клеток, сохраняя при этом здоровые ткани невредимыми.  ФДТ отлично переносится пациентами, практически не имеет побочных эффектов и осложнений,  может повторяться многократно в случае необходимости.

Взаимодействие света и реагирующих на него веществ  в медицине применяли еще древние египтяне. Они использовали растительные препараты, которые вызывали фотореакцию в тканях, активируя их солнечным светом. Этот метод применялся в основном для лечения кожных заболеваний.

Современная технология ФДТ эффективна для лечения базальноклеточного рака кожи, а при определенных условиях, и ранних стадий рака бронхов, гортани, желудка, шейки матки, мочевого пузыря, большого дуоденального сосочка.

Лазерное воздействие осуществляется локально прямым путем или через эндоскоп. При распространённом опухолевом процессе  излучение может применяться внутривенно. Такой способ помогает значительно улучшить состояние пациента и активизировать иммунный ответ.

Фотодинамическая  терапия уже отлично зарекомендовала себя в лечении онкологии в нашей стране в том числе, благодаря появлению фотосенсибилизаторов и лазеров отечественного производства. Все большее количество исследователей обращается к изучению возможностей данного метода в других сферах.  Наиболее эффективно ФДТ работает в следующих областях (помимо онкологии).

Гнойная хирургия
    Основная проблема, с которой сталкиваются врачи в этой области, развитие резистентности (устойчивости) микрофлоры к антибиотикам.  ФДТ в данном случае имеет большие преимущества перед традиционной терапией.  У патогенных организмов не развивается устойчивости к воздействию данного метода. Кроме этого возможность локального применения лазерного облучения позволяет избежать побочных эффектов, которые обычно имеют антибиотики и антисептики. ФДТ способствует выраженному антибактериальному эффекту, быстрому очищению раны от гнойных масс и значительному сокращению периода заживления. Особенно актуально применение ФДТ для лечения осложнения сахарного диабета синдрома диабетической стопы. В данном случае наряду с выраженным антибактериальным эффектом происходит очищение раны от мертвых тканей, нормализуется микроциркуляция крови, происходит стимуляция образования здоровой ткани и заживление язв и ран.
    Ортопедия и ревматология.
    Артрозы и артриты у пожилых людей – проблема современной медицины. В силу возраста и наличия сопутствующих заболеваний радикальное лечение в виде замены суставов часто невозможно или сопряжено с рисками послеоперационных осложнений. Фотодинамическая терапия в таких случаях улучшает общий и местный кровоток, устраняет отечность, воспалительный и болевой синдромы, способствует разработке двигательной активности в суставе. ФДТ эффективно купирует воспалительные процессы в суставе. Положительная динамика подтверждается рентгенологическими и ультразвуковыми исследованиями. Эффективно проявил себя метод ФДТ и при лечении межпозвоночных грыж, размеры которой уменьшались, исчезал болевой синдром, и восстанавливались двигательные функции. При болезни Легга-Кальве-Пертеса (асептический некроз головки бедренной кости у детей) также рекомендуется включить в схему лечения фотодинамическую терапию. Это позволяет сократить сроки лечения с 3-5 лет до 4-6 месяцев и полностью восстановить структуру и функцию пораженного сустава.
    Гинекология

Метод ФДТ показал высокую эффективность в лечении фоновых и предраковых заболеваний. При этом он не только помогает устранить клинические проявления заболеваний шейки матки, но и вывести из организма одного из основных факторов этого заболевания вирус папилломы человека (ВПЧ). Один сеанс способен вывести ВПЧ у 80% его носителей! Таким образом, это весьма эффективный способ профилактики рака шейки матки. ФДТ успешно применяется для лечения доброкачественной гиперплазии эндометрия. Стандартно эту патологию лечат с помощью гормональной терапии. ФДТ также эффективен, как и гормоны, но лишен побочных эффектов. В ЦКБ РАН разработан  и успешно клинически апробирована методика ФДТ при хроническом эндометрите, который является причиной бесплодия. Результаты лечения более 50% женщин, ранее не имевших шансов на беременность, смогли родить ребенка.

Аутоиммунные заболевания.
    В ЦКБ РАН разработан метод ФДТ для лечения сложного аутоиммунного заболевания ЭОП или болезни Грейвса. Несколько сеансов  вместо многомесячной гормональной терапии с множеством побочных эффектов дают эффективность 85-90%. Обнадеживающие результаты отмечены и при лечении с помощью ФДТ системной красной волчанки.
    Дерматология.
    Специально для дерматологических заболеваний разработан фотосенсибилизатор Ревиксан Он позволяет лечить следующие заболевания кожи: акне, возрастной кератоз, актинический кератоз, который является предраковым состоянием. Таким образом, ФДТ является методом профилактики рака кожи. Наряду с этим метод обеспечивает омолаживающий эффект, в частности происходит увеличение в дерме коллагена-I.
    Урология.
    В урологии ФДТ эффективно применяется для лечения доброкачественной гиперплазии или аденомы предстательной железы. Лечение отлично переносится пациентами. Происходит постепенное уменьшение предстательной железы и восстановление мочеиспускания. Таким образом, фотодинамическая терапия зарекомендовала себя в современной медицине, как эффективный метод лечения многих заболеваний, в том числе онкологии. Возможность локального применения лазерного излучения дает возможность значительно снизить риски побочных эффектов от лечения.
Основная специализация:
Кацалап Сергей Николаевич