Инфаркт миокарда

Инфаркт миокарда (ИМ) - это гибель сердечной мышцы, развившаяся в связи с недостаточностью кровоснабжения. ИМ является одной из самых распространенных причин смертности и инвалидизации населения как в нашей стране и за рубежом.

Распространенность ИМ среди мужчин до 50 лет выше чем у женщин, что связано с ранним развитием атеросклероза у мужчин в этой возрастной категории. После наступления менопаузы у женщин и у мужчин разница в заболеваемости ИМ существенно уменьшается. В последние годы отмечается рост заболеваемости ИМ у лиц молодого и среднего возраста.

Основной причиной инфаркта миокарда является атеросклероз коронарных артерий, в редких случаях причиной могут быть инфекционный эндокардит, внутрижелудочковые тромбы, врожденные дефекты развития коронарных артерий и др.

Классификация ИМ

1. По величине и глубине поражения сердечной мышцы различают трансмуральный и нетрансмуральный ИМ. трансмуральный ИМ (Q-образующий или крупноочаговый) - поражает всю толщу сердечной мышцы либо большую часть. нетрансмуральный (неQ-образующий или мелкоочаговый) - поражает только один слой сердечной мышцы.

2. По характеру заболевания:

• Первичный ИМ - возникший впервые в жизни;
  • Повторный - диагностируется, когда у больного в анамнезе был документально подтвержденный ИМ;
  • Рецидивирующий ИМ - повторный ИМ до 28 суток с момента возникновения первого ИМ.

3. По стадии заболевания различают:

• острейший период - до 2 часов от начала ИМ
  • острый период - до 10 дней от начала ИМ
  • подострый период - от 10 дней до 4 недель
  • рубцовый период - после 4 недель

4. По наличию осложнений различают осложненный и неосложненный. Самые распространенные осложнения ИМ:

• Острая сердечная недостаточность - отек легких;
  • кардиогенный шок;
  • нарушение ритма сердца и проводимости (аритмии, блокады сердца);
  • острая аневризма левого желудочка
  • внешние и внутренние разрывы миокарда, тампонада сердца;
  • перикардит;
  • тромбоэмболии.

Симптомы инфаркта миокарда

Интенсивная боль в сердце - наиболее характерный признак острого инфаркта миокарда, по интенсивности боль сильнее чем при приступе стенокардии.

Боль локализуется за грудиной, распространяется на правую и левую половины грудной клетки, может иррадиировать в эпигастрий, в левое плечо, шею, нижнюю челюсть, в межлопаточное пространство.

По характеру боль может быть сжимающей, давящей, режущей, жгучей, часто сопровождается чувством страха смерти, без эффекта от приема нитратов. По продолжительности не менее 30 мин, иногда сохраняется несколько часов, сутки. Гораздо реже болевой синдром при ИМ не столь интенсивный и продолжительный, в этих случая боли "терпимые", могут купироваться после приема нескольких таблеток нитроглицерина.

Кроме болевого синдрома может быть резкая слабость, головокружение, холодный пот, учащенное сердцебиение, перебои в работе сердца, чувство нехватки воздуха, удушье.

Помимо типичного болевого синдрома инфаркт миокарда может проявляться в виде абдоминальной формы, когда симптомы инфаркта миокарда схожи с симптомами острого гастрита, острого холецистита, печеночной, почечной колик, острого панкреатита, язвой желудка или даже острого аппендицита.

При этой форме инфаркта миокарда имеются следующие симптомы: боль может локализоваться в верхней части живота, в правом или левом подреберье, в области пупка, в правой подвздошной области, при этом боль может отдавать в правую лопатку, в сердце, за грудину. Одновременно возникают жалобы на тошноту, рвоту, отрыжку воздухом, вздутие живота, икоту.

При возникновении симптомов инфаркта миокарда необходимо незамедлительно вызвать скорую медицинскую помощь. После установления диагноза и оказания медицинской помощи пациент экстренно госпитализируется в блок кардиореанимации.

Диагностика острого инфаркта миокарда

Самое первое исследование, которое проводит врач при подозрении на инфаркт миокарда, это электрокардиография. Электрокардиограмма может показать давность инфаркта миокарда, локализацию. Но нередко, что ЭКГ не информативна и тогда приходиться прибегать к другим методам диагностики.

Эхокардиография – это ультразвуковое исследование сердца, исследуются зоны сократимости миокарда, насосная функция, размеры полостей, клапанный аппарат. При остром инфаркте миокарда, при крупноочаговом поражении на Эхо-КГ можно увидеть снижение локальной сократимости миокарда, при мелкоочаговом инфаркте миокарда часто зона инфаркта не видна.

При поступлении пациента в стационар первым делом проводят лабораторную диагностику крови. В первые часы острого инфаркта миокарда происходит повышение уровня кардиоспецифических ферментов (КФК, КФК-МВ), самым важным анализом крови является тропониновый тест . При положительном результате следует говорить о остром инфаркте миокарда. В общеклиническом анализе крови к концу первых суток происходит повышение уровня лейкоцитов, СОЭ, что говорит о воспалительном процессе в сердечной мышце.

В условиях стационара пациенту проводят коронароангиографию -это рентгеноконтрастный инвазивный метод диагностики коронарных артерий. С помощью данной методики определяется степень стеноза коронарных артерий, при гемодинамически значимом стенозе инфаркт-зависимой артерии проводят ангиопластику или стентирование данной артерии. Это чрезкожное вмешательство позволяет уменьшить зону инфаркта, уменьшить осложнения и сроки заживления инфаркта миокарда.

Еще один метод визуализации при инфаркте миокарда является сцинтиграфия миокарда с радиоизотопом. Этот метод позволяет верифицировать инфаркт миокарда в тех случаях, когда имеются затруднения в интерпретации изменений ЭКГ, в связи с наличием блокады ножек пучка Гиса, нарушениях ритма сердца, или признаков перенесенного инфаркта миокарда в прошлом.

Лечение острого инфаркта миокарда

• купирование болевого синдрома наркотическими анальгетиками;
  • нитраты;
  • бета-адреноблокаторы;
  • оксигенотерапия;
  • антитромбоцитарные, антикоагулянтные препараты;
  • ингибиторы АПФ, антагонитсы рецепторов ангиотензина II;
  • антагонисты кальция;
  • мочегонные при наличии признаков сердечной недостаточности.

Пациент после выписки из стационара нуждается в амбулаторном наблюдении врача-кардиолога. Пациенту с перенесенным инфарктом миокарда необходимо регулярное проведение Эхокардиографии, суточного мониторирования ЭКГ, суточное мониторирование артериального давления , контроль анализов крови, контроль ЭКГ. Врач-кардиолог клиники НАКФФ окажет высокоспециализированную медицинскую помощь больному с инфарктом миокарда, подберет индивидуальную схему лечения. Все вышеуказанные исследования проводятся в нашей клинике.