Экспертная оценка Вашего здоровья!
заказать обратный звонок
Заказать обратный звонок
Я подтверждаю согласие на обработку своих персональных данных, с Политикой обработки персональных данных ознакомлен.
пн-пт: 8.00 - 20.00
сб: 8.00 - 18.00
вс: 9.00 - 15.00
г. Москва,
ул. Угрешская, д.2, стр. 7
Клинико-диагностический центр
Заказать обратный звонок
Главная / Артроз коленного сустава

Артроз коленного сустава

Что такое артроз коленного сустава?

Артроз (остеоартроз, деформирующий артроз, дегенеративный артроз) - это состояние, постепенного разрушения сустава, которое сопровождается воспалением и ограничением движений в нем. Обычно артроз развивается в коленных и тазобедренных суставах, межпозвоночных суставах и в мелких суставах рук и ног. Все суставы покрыты хрящом, который служит прослойкой в месте соединения двух костей.

По мере развития артроза хрящ теряет свои амортизирующие функции, кости начинают тереться друг о друга, что вызывает воспаление, а подвижность в суставе уменьшается. На поздних стадиях хрящ полностью разрушается (дегенерирует). Артроз коленного сустава имеет собственное название – гонартроз.

Что вызывает артроз коленного сустава?

Причинами являются возрастное изменение суставов, травмы, избыточная масса тела, внутрисуставные повреждения и различные заболевания. Артроз чрезвычайно широко распространен у людей старше 70 лет и у молодых пациентов с ожирением, и в равной степени поражает и мужчин, и женщин.

Каковы симптомы артроза коленного сустава?

Артроз развивается медленно. Первым симптомом может быть боль. Обычно она усиливается при физических нагрузках и прекращается во время отдыха. По утрам человек может ощущать скованность в суставе, которая проходит через некоторое время после начала движений.

По мере прогрессирования заболевания движения в коленных суставах ограничиваются. Во время движения могут появляться болезненные щелчки и хруст (крепитация).

Как диагностируют артроз коленного сустава?

Диагноз устанавливают на основании жалоб, осмотра и рентгенографического исследования сустава. Иногда требуется направление на дополнительные исследования. Например, чтобы исключить метаболические и ревматологические причины выполняют анализ крови и берут пробу синовиальной жидкости из коленного сустава.

При подозрении на внутрисуставные повреждения или при решении вопроса об операции могут потребоваться УЗИ, компьютерная томография (КТ) или магнитно-резонансная томография (МРТ) коленного сустава. Стоит помнить, что каждое из этих исследований назначается по определенным показаниям. Например, рентгенография и КТ позволяют оценить состояние костей, а УЗИ и МРТ – состояние мягких тканей. «Золотым стандартом» для диагностики повреждений менисков и внутрисуставных связок является МРТ.

Как лечат артроз коленного сустава?

Целью лечения является снижение болей и профилактика дальнейшего разрушения сустава. Тип лечения зависит от образа жизни пациента и степени тяжести артроза.

При любой степени артроза очень важно следить за массой тела. При слабо выраженном артрозе может быть достаточно физических упражнений, периодического приема противовоспалительных препаратов и физиолечения. При сильных болях врач может назначить нестероидные противовоспалительные препараты. Следует помнить, что длительный прием этих препаратов может вызвать побочные эффекты (гастрит и язву желудка, желудочно-кишечное кровотечение, заболевания почек, печени и сердца).

При сильных болях и отеке назначают физиотерапию, а также внутрисуставное введение лекарственных препаратов (глюкортикоиды). Важную роль в укреплении сустава и поддержании здоровья хряща играют хондроитины, назначаемые в виде таблеток, и препараты гиалуроновой кислоты (протезы синовиальной жидкости), вводимые непосредственно в сустав. Особое внимание необходимо уделить укреплению мышц коленных суставов. Для этого необходимо выполнять специальные упражнения и заниматься легкими видами спорта. Для укрепления мышц очень полезны плавание и занятия на велотренажере. Для минимизации нагрузки на колени пользуются такими вспомогательными средствами, как наколенники и ортезы.

При неэффективности консервативного лечения для лечения артроза коленного сустава показана операция эндропротезирования. Эндопротезирование – это полная замена внутренних поверхностей коленного сустава на имплант из специального сплава. Операция эндопротезирования коленного сустава позволит восстановить движения в суставе и уменьшить болевой синдром, однако требует серьезной и профессиональной реабилитации.

Что следует делать и что делать нельзя, если у вас артроз коленного сустава

• Обратитесь к травматологу-ортопеду, чтобы получить рекомендации по дальнейшему лечению.
  • Занимайтесь ЛФК для сохранения силы мышц коленных суставов.
  • Попробуйте изменить свой образ жизни и режим нагрузок на коленные суставы.
  • Следите за своим весом.
  • Избегайте сильных нагрузок на коленные суставы.
г. Москва,
ул. Угрешская, д.2, стр. 7